Главная » Статьи » Полезные статьи |
В средней общеобразовательной «Пироговской школе» все обычно. Обычное здание, обычное расписание занятий, обычная программа. Только по утрам в школу спешат как обычные, так и особенные дети. Почти в каждом классе есть хотя бы один ребенок с ограниченными возможностями. Для детей, воспитание и образование которых требует специального подхода, был открыт класс коррекционно-развивающего обучения. Что еще в «Пироговке» есть, так это доверительные и уважительные отношения между учителями, учениками и их родителями. «И в этом нет ничего особенного, это нормально, — утверждают они. – Ненормально, когда таких отношений нет».
Пирогов и «Пироговка» Такой вопрос задал сам себе и будущий директор «Пироговки» Михаил Васильевич Смола почти двадцать лет назад, когда спросил своего духовника священника Александра Меня, какой же должна быть школа, а тот ответил: «Почитайте Пирогова». — К своему стыду я не знал, что Пирогов не только великий русский врач, но и великий русский педагог, — признается Михаил Васильевич. – В академических кругах именно Пирогова считают основоположником отечественной педагогики. Такие знаменитости, как Ушинский и Водовозов, — это его последователи. В преклонном возрасте, оставив медицинскую практику, Николай Пирогов занялся воспитанием детей. Он был попечителем Одесского и Киевского учебного округа, то есть начальником управления образованием области. Он же выдвинул идеи, на которых до сих пор основывается российская педагогика: сотрудничество семьи с учителями для воспитания ребенка, преемственность школы и университета, упор на крепкое гуманитарное образование, несмотря на выбранную специальность. Пирогов считал, что важно хорошо знать историю, литературу, иностранные языки, которые и есть ключ к новым знаниям. — Читая «Вопросы жизни» Пирогова, — говорит Михаил Смола, — я поразился тому, что все написанное сейчас еще более актуально, чем при жизни автора. В начале 90-х много говорили о технологии в образовании и совсем забыли о воспитании. Еще меня поразили в сочинениях Пирогова его тонкость, осторожность, обдуманность при решении любых вопросов, что свойственно врачу. Главная заповедь – не навредить. «Пироговка» появилась в трудном 1989-ом, благодаря, наверное, чуду. Произошло все случайно. Михаил Васильевич в то время думал о создании школы, в которой бы были доброжелательные и уважительные отношения между учителями, учениками и их родителями, где и учителя и родители были бы по-настоящему заинтересованы в воспитании и образовании ребенка. Однажды, прогуливаясь по Старому Арбату, Смола оказался рядом со зданием Московского городского комитета народного образования, зашел и неожиданно для самого себя попал на прием Любови Петровны Кезиной, как раз в том году возглавившей столичное просвещение. Он высказал Кезиной свои предложения, и 22-го октября 1989 года в 1-ом Бабьегородском переулке, рядом с Большой Якиманкой была открыта негосударственная средняя общеобразовательная «Пироговская школа». Сначала она занимала один этаж в здании, потом отдали еще два. Среди учителей были в основном духовные чада отца Александра Меня, некоторые из них преподают до сих пор. Семеро на одного
— Пятнадцать лет назад я поделился с пироговцами одной идеей, — рассказывает Михаил Васильевич. – Я сказал: ребята, представьте, что здесь недалеко живет какой-нибудь ваш ровесник, который болеет – он не может ходить. У него все есть: и книжки, и игры, и фильмы, — но ему скучно. Почему? Потому что у него нет друзей, ему не с кем пообщаться, он постоянно находится дома. Ребята, хотите, чтобы такой мальчик или такая девочка учился вместе с вами? Почти все ответили «да». Так в школе появился класс коррекционно-развивающего обучения (КРО), в котором сейчас занимаются семеро ребят от семи до двадцати лет. У них различные диагнозы: начиная от задержки психического развития, заканчивая интеллектуальной недостаточностью. В этом году в школу приняли дети с аутичными чертами. У каждого ребенка класса КРО индивидуальное расписание. Только на некоторых предметах дети садятся парами, но русский, математику, литературу они изучают отдельно друг от друга, так же занимаются и физкультурой. Ребята поочередно посещают различных учителей, причем с одним ребенком индивидуально занимаются до семи специалистов, включая психолога и логопеда. Урок для детей коррекционного класса длится не более тридцати минут, потому что дети быстро устают и их внимание рассеивается. Некоторым из этих ребят нужно больше отдыхать, поэтому у них есть еще один выходной. Дети с «пограничным» состоянием здоровья и интеллектуальных возможностей индивидуально изучают только базовые предметы, а на такие, как труд, музыка, изо, природоведение, их приводят к обычным детям, в класс, который подходит им по возрасту. Это важно для социальной адаптации ребят. Кроме того, дети из коррекционного класса принимают участие в неурочной жизни. Каждую весну в школе проходят театральные фестивали, на которых каждый класс представляет свой спектакль. Среди детей с отклонениями у нас есть мальчик и девочка с абсолютным слухом и хорошим голосом. Если в «Пироговку» попадают дети с незначительными затруднениями, но по каким-то причинам они не могут ужиться в обычном классе, — в таком случае их индивидуальная программа будет направлена на реабилитацию: побыв некоторое время в коррекционном классе, эти ребята возвращаются в обычный. Например, одной девочке из патронатной семьи с диагнозом «умственная отсталость» сняли этот диагноз после того, как она провела один учебный год в классе КРО. Учителя этики «Пироговская школа» рада, когда в ее стены приходят новые «учителя этики». При поступлении с ребятами проводят собеседования психолог, дефектолог, логопед и другие педагоги, которым предстоит работать с ними. Но сейчас школа не имеет возможности принимать ее детей-инвалидов: не хватает помещений для занятий, специалистов и средств на выплату им заработной платы. Обучение ребенка с психическими или физиологическими недостатками обходится в несколько раз дороже, чем обучение здорового ребенка, потому что с ним работают индивидуально разные специалисты и для них нужны специальные развивающие материалы. Сейчас класс КРО нуждается в техническом оснащении (телевизор, музыкальный центр, DVD проигрыватель, проектор), в методическом оснащении необходимыми пособиями, способствующими более успешному усвоению учебного материала (учебники, рабочие тетради, наглядные таблицы, плакаты, карты). Также необходимы средства, которые пошли бы на качественное питание детей и организацию досуга (концерты, экскурсии, спектакли, кружки). Помощь классу КРО осуществляет благотворительный фонд «София», но в условиях кризиса никакая помощь не будет чрезмерной. Если вы хотите помочь детям-инвалидам «Пироговской школы», вы можете перечислить средства на счет школы: НОУ «Средняя общеобразовательная «Пироговская школа» ОГРН 1037700009357 Сайт школы: http://www.pirogovka.info/ Софья ПУЧКОВА Источник: https://www.miloserdie.ru/article/chemu-invalidy-uchat-shkolnikov/ Источник: https://www.miloserdie.ru/article/chemu-invalidy-uchat-shkolnikov/ | |||
Просмотров: 250 | | |
Всего комментариев: 0 | |